Life,
10 сентября 2021 г.
В России хотят изменить техосмотр: кого это может затронуть
379 просмотров
В правительстве и в ГИБДД давно обсуждалась идея отмены обязательного технического осмотра (ТО) для мотоциклов и легковых автомобилей, не участвующих в перевозках и принадлежащих физлицам. В настоящее время всё уже оформилось в некий проект, который готовится к внесению на обсуждение в Госдуму уже этой осенью. Но, как часто бывает, при ближайшем рассмотрении инициативы выясняется, что всё-таки отмена ТО если и будет, то не для всех.
Правительственная комиссия по безопасности дорожного движения, которую возглавляет вице-премьер Марат Хуснуллин, идею по отмене обязательного техосмотра представляет в виде некоего расширения принятого в этом году Федерального закона «О техническом осмотре транспортных средств», согласно которому от прохождения техосмотра сейчас освобождаются легковые автомобили, грузовые автомобили с разрешённой максимальной массой до трёх с половиной тонн, прицепы и полуприцепы, а также мототехника младше четырёх лет (с учётом года выпуска). А автомобилям в возрасте от четырёх до десяти лет техосмотр надо проходить один раз в два года. После десяти лет и старше — обязательный ежегодный ТО. Исключением из этих правил являются автомашины, используемые для такси, а также автобусы, грузовики, используемые для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (за исключением водителя), специализированные транспортные средства. Этим машинам необходимо проходить техосмотр каждые двенадцать месяцев, если транспорт моложе пяти лет, и каждые шесть месяцев, если старше пяти лет.
А для того чтобы данный закон начал действовать, не создавая дополнительных проблем тем, кто в этом году всё-таки формально попадает под обязанность пройти ТО, правительство продлило действие диагностических карт со сроком, истекающим в период с 1 февраля по 30 сентября, на полгода. Уже принятые нововведения не могли не обрадовать российских автомобилистов, ведь, по подсчётам Российского союза автостраховщиков, под действие такого продления попало около 90% российских автовладельцев. Однако остальным 10% всё равно придётся проходить техосмотр. И уже по новым правилам. В число остальных вошли, например, владельцы машин 2017 года выпуска и старше, а также те, кто приобрёл подержанный автомобиль с истёкшей диагностической картой.
В новой правительственной инициативе развитие получила мысль о теоретической возможности сохранить обязательный ТО только при смене владельца и только в случае, если автомобиль или мотоцикл старше четырёх лет. Однако против такой инициативы выступают не только операторы техосмотра (это более четырёх с половиной тысяч компаний), но и страховщики, которые опасаются серьёзных убытков, связанных с возмещением по ОСАГО.
Ведь с 22 августа текущего года вслед за новыми правилами прохождения ТО произошли изменения и в порядке оформления полисов ОСАГО. Теперь для их приобретения автомобилисту нужно только предоставить документы на машину и документ, удостоверяющий личность, а диагностическая карта вообще не нужна. Но при этом сохраняется право на установление коэффициентов, влияющих на цену полиса не только исходя из стажа и возраста водителя, но и с учётом страхуемого средства, которое должно быть исправным и в перспективе при своём естественном износе проверяться посредством техосмотра. Если ТО отменить совсем, то получается, что страховым компаниям надо будет пересматривать свои модели.
— Само собой, страховщики постараются не остаться в накладе, а значит, за «свободу от ТО» заплатят автовладельцы, — считает адвокат Московской областной коллегии адвокатов Богдан Леськив. — Установившийся в августе текущего года баланс позволяет страховым компаниям не заботиться о контроле за тем, проходил ли водитель вообще когда-либо техосмотр, а только исполнять свою часть договора по страхованию рисков. Если же перспектива ТО после четырёх лет будет устранена, то, скорее всего, страховщики сразу будут закладывать в свою модель возможность регрессных исков с требованием покрыть некоторую часть расходов на ремонт чужой машины, которые страховая компания может понести в результате неисполнения виновником ДТП требований закона.
Сейчас формально тоже может возникнуть ситуация с регрессным иском от страховой компании к застрахованному ею автомобилисту. Речь идёт о случаях, когда водитель стал виновником ДТП из-за неисправности автомобиля. Например, не работал указатель поворота или подвела лысая резина. В этой ситуации страховая возместит ущерб потерпевшему, а потом с большой долей вероятности потребует от своего застрахованного клиента в регрессном порядке возместить все затраты, которые понесла компания на возмещение ущерба. И совершенно неважно, что у виновника на руках действующий полис ОСАГО, ведь без диагностической карты, полученной при ТО, страховка убытков не покрывает.
— Возможно, с отменой обязательного ТО некоторые страховые компании сумеют перестроить свой бизнес и от этого даже выиграют, — полагает старший юрист компании «Европейский дом права» Залимхан Магомедов. — Если страховщики будут сразу ориентироваться на регрессный иск, они, вероятно, даже не будут скрупулёзно подбирать коэффициенты для расчёта сумм выплат застрахованным. А при возникшей ситуации одновременно с выплатой потерпевшему сразу будут оформлять возврат своих затрат посредством судебного приказа. В этом случае всё будет проходить достаточно быстро и без обязательного присутствия ответчика, который будет вынужден оплатить все расходы страховщиков.
То есть по факту возможные нововведения, с одной стороны, упрощают жизнь автомобилистов, которым не придётся проходить техосмотр, но с другой — повышают требования страховых. Возможно, что в этом случае для избежания регрессных исков часть водителей будут проходить ТО в добровольном порядке.
Кстати, с 1 марта 2022 года в силу вступает новая редакция Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), согласно которой за управление автомобилем с отсутствующей диагностической картой его владелец подвергается штрафу в размере двух тысяч рублей. И уже имеющая законную силу отсрочка по техосмотру для большинства водителей фактически будет действовать как раз до даты вступления новых поправок в КоАП.
— Если предположить, что обязательный ТО отменят, то и санкция для владельцев автомобилей за его отсутствие должна быть отменена. По крайней мере, так следует из логики, — заметил адвокат палаты Калининградской области Александр Поляков. — Но, скорее всего, никакой реальной отмены ТО не будет. Дело в том, что с указанной даты фиксация такого нарушения может и, скорее всего, будет производиться автоматически через городские камеры, подключённые к базам данных ГИБДД. Настройка этого процесса уже запущена, и она направлена на пополнение казны. Ведь те, кто должны пройти техосмотр, но этого не сделали, с 1 марта 2022 года рискуют начать получать штрафы на 2000 рублей ежедневно. Не думаю, что администрация крупных муниципалитетов просто откажется от таких штрафов.
Максим ГРЕКОВ
Вся пресса за 10 сентября 2021 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право, Регулирование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
25 декабря 2024 г.
|
|
АвтоВзгляд, 25 декабря 2024 г.
В новом году полисы ОСАГО могут резко подорожать
|
|
Авторамблер, 25 декабря 2024 г.
Лимит выплат по ОСАГО может увеличиться в четыре раза
|
|
ПРАЙМ, 25 декабря 2024 г.
Эксперты назвали преимущества расширения тарифного коридора в ОСАГО
|
|
Интерфакс, 25 декабря 2024 г.
ЦБ уточнил требования по отражению в договорах е-ОСАГО данных о мощности автомобиля
|
|
Авторамблер, 25 декабря 2024 г.
Срок ремонта по ОСАГО может быть увеличен в 2025 году
|
|
Российская газета, 25 декабря 2024 г.
Приведет ли свободный тариф к подорожанию стоимости полисов ОСАГО
|
|
cbr.ru, 25 декабря 2024 г.
Продажа е-ОСАГО: требования регулятора
|
|
Frank Media, 25 декабря 2024 г.
Страховщики в 2024 году выпустили катастрофные бонды на максимальные $17,7 млрд
|
|
Казахстанский портал о страховании, 25 декабря 2024 г.
Большинство страховщиков США ожидают, что темпы роста превысят 5% в 2025 году: Aon
|
|
ПРАЙМ, 25 декабря 2024 г.
Турецкие СМИ обвинили пилотов Superjet в умышленной аварии
|
|
Татар-информ, Казань, 25 декабря 2024 г.
Уфимцев: Для безаварийных водителей появится допскидка по ОСАГО за счет хорошего КБМ
|
|
ЯСИА (Якутское-Саха Информационное Агентство), 25 декабря 2024 г.
Цена ОСАГО в 2025 году вырастет в среднем на 9%
|
|
Версия, 25 декабря 2024 г.
«Азимут» обвинили в умышленном поджоге SSJ100 в Турции ради получения страховки
|
|
РИА Новости-Крым, 25 декабря 2024 г.
Группа мошенников в Крыму провернула аферы с автостраховками на 5 млн
|
|
Правда ПФО, Нижний Новгород, Чебоксары, Уфа, 25 декабря 2024 г.
В Башкирии семейную пару обвиняют в афере со страховыми выплатами
|
|
Деловой Петербург, 25 декабря 2024 г.
Добавить ценность: что обеспечивает рост региональных страховых компаний
|
|
Время Н, Нижний Новгород, 25 декабря 2024 г.
Эксперт: ОСАГО и КАСКО для нижегородцев станут немного дороже
|
 Остальные материалы за 25 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|